|
|
Местоимение
Местоимения – это существительные, прилагательные, числительные и наречия,
выделяющиеся абстрактностью значения и в ряде случаев уникальными синтаксическими свойствами.
Данная статья представляет авторский взгляд на местоимения и описывает их классификацию,
основанную на общности значения и грамматических свойств и в ряде моментов расходящуюся
с общепринятой. Поэтому школьникам не рекомендуется выдавать данную работу за свою,
если они не готовы объяснить логику изложенных здесь взглядов.
|
|
Предметные
|
Качественные
|
Количест-венные
|
Наречные
|
|
Места
|
Времени
|
Образа действия
|
Причины
|
Цели
|
|
Личные
|
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, сам
|
Притяжательные
мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
|
|
|
|
|
|
|
|
Противо-постави-тельные
|
|
другой, иной
|
|
|
|
иначе,
по-другому
|
|
|
|
Указа-тельные
|
это |
этот (этакий, сей, сякой, оный) |
(эстолько эстоль) |
здесь, тут (сям) |
сюда |
отсюда |
сейчас, теперь |
(сяк, этак, эдак) |
(посему) |
(засим) |
| то |
тот, такой (таковой) |
столько |
там |
туда |
оттуда |
тогда |
так |
потому, постольку |
затем |
|
Вопроси-тельно-относи-тельные
|
кто
|
что
|
какой, каковой, который
|
чей
|
сколько
|
где
|
куда
|
откуда
|
когда
|
как
|
почему, поскольку ▼
|
зачем
|
|
Неопре-делен-ные
|
кое-кто
|
кое-что
|
кое-какой
|
кое-чей
|
▼
кое-сколько
|
кое-где
|
кое-куда
|
кое-откуда
|
кое-когда
|
кое-как ▼
|
кое-почему
|
кое-зачем
|
|
кто-то
|
что-то
|
какой-то
|
чей-то
|
сколько-то
|
где-то
|
куда-то
|
откуда-то
|
когда-то
|
как-то
|
почему-то
|
зачем-то
|
|
кто-либо
|
что-либо
|
какой-либо
|
чей-либо
|
сколько-либо
|
где-либо
|
куда-либо
|
откуда-либо
|
когда-либо
|
как-либо
|
почему-либо
|
зачем-либо
|
|
кто-нибудь
|
что-нибудь
|
какой-нибудь
|
чей-нибудь
|
сколько-нибудь
|
где-нибудь
|
куда-нибудь
|
откуда-нибудь
|
когда-нибудь
|
как-нибудь
|
почему-нибудь
|
зачем-нибудь
|
|
некто
|
нечто
|
некоторый некий один
|
|
несколько много, мало
|
*
|
*
|
*
|
некогда
|
|
|
*
|
|
Отрица-тельные
|
никто
|
ничто
|
никакой
|
ничей
|
нисколько
|
нигде
|
никуда
|
ниоткуда
|
никогда
|
никак
|
нипочему
|
низачем
|
|
Отрица-тельные предика-тивы
|
некого
|
нечего
|
|
▼
|
|
негде
|
некуда
|
неоткуда
|
некогда
|
|
|
незачем
|
|
Обобщи-тельные
|
все
|
всё
|
весь, всякий, всяческий, каждый, любой
|
|
везде, всюду, повсюду, повсеместно
|
всегда, (завсе-гда)
|
всячески
(всяко)
|
|
|
Устаревшие и стилистически окрашенные слова даны в таблице в скобках.
Имеют уникальные грамматические свойства и поэтому не вошли в данную таблицу:
- возвратное местоимение себя;
- местоимение самый, имеющее две функции: усилительную (тот самый Мюнхгаузен, самое то!) и образование превосходной степени прилагательных (самый быстрый, самый лучший);
- обобщительное местоимение оба и его отрицание ни тот, ни другой;
- вопросительно-относительное местоимение почём? ('сколько стоит?');
- местоименные сочетания сам себя, друг друга (друг дружку), один другого и другие.
Личные местоимения – это очень разнородная по своим грамматическим свойствам группа слов, объединенных общим значением: все они указывают на лица или предметы.
Указательные местоимения указывают на предмет (это, то), признак (такой), количество (столько, оба),
время (сейчас, тогда), место (здесь, там), образ действия (так, сяк), цель (затем) или причину (потому),
не называя прямо то, на что они указывают. Как правило, это становится понятно из контекста, в том числе невербального (Вчера я поймал вот такую рыбу!)
Личные местоимения можно считать подвидом указательных, которые указывают на лицо или предмет.
С указательными их роднит также возможность их употребления в сочетаниях с относительными:
О ты, который сочетал | С глубоким чувством вкус толь верный... (А.С. Пушкин)
Обобщительные местоимения выделены в один разряд на основании похожести значения. Многие из них также имеют общий корень вс.
Они не указывают ни на что конкретное, как указательные местоимения.
Обобщительные в болгарском.
Пример употребления всяко в обобщительной функции: Всяко бывает. (Не путать со сленговым всяко в значении 'конечно, непременно, «стопудово»').
Обобщительные противопоставлены по значению отрицательным:
Все ушли. = Никто не остался. Ничто не вечно. = Всё проходит. Всегда говори да. = Никогда не говори нет. И т.п.
Кроме указанных в таблице, существуют обобщающие местоимения, образующиеся регулярно от вопросительно-относительных добавлением слова угодно:
что угодно, где угодно, как угодно и т.п.
Слова иной, другой, иначе, по-другому объединены общим значением, а именно они противопоставлены по значению указательным:
другой = не этот, не тот, не такой; иначе = не так –
и на этом основании выделены в особую категорию противопоставительных.
Незаполненные клетки этой строки таблицы вовсе не означают невозможность выражения соответствующих значений. Они могут быть выражены аналитически:
не то = что-то другое; не здесь = в другом месте, где-нибудь еще; не сейчас = в другое время и т.д.
Качественным местоимениям свойственна субстантивация (переход в разряд предметных), как и обычным прилагательным (рядовой, запятая, животное, лёгкие).
Примеры: Этот пойдет со мной! (Здесь этот близко по значению к он, но с оттенком пренебрежения).
Всё могут короли! (субстантивированное весь). Мой вчера опять на рогах пришел. (муж) Сам у себя? (начальник)
Последние два примера демонстрируют еще одну интересную особенность местоимений – способность принимать конкретное значение, переходя в разряд полнозначных слов.
Так, мой в устах женщины может означать 'мой муж' или 'мой ребенок', а сам – шутливо-почтительное именование начальника.
Сюда же можно отнести сленговое словечко никакой 'вдрызг пьяный, вусмерть усталый, без сознания', употребление которого в качестве именной части сказуемого
возросло в 8 раз между 1970 и 2008 годами.
Кое-сколько употребляется чрезвычайно редко (...чтобы пройти переаттестацию, достаточно заплатить кое-кому кое-сколько...)
См. также обсуждение в pishu-pravilno.
Кое-как, абы как имеют вполне конкретный смысл (худо-бедно, еле-еле, спустя рукава, плохо), местоименного смысла в них вообще нет, поэтому в таблице они зачеркнуты.
Подробнее о лексикализации местоимений:
Поскольку не используется в вопросительной роли, только в относительной в сочетании с постольку.
Само постольку изредка появляется в указательной роли отдельно от поскольку:
«...Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» (В.И.Ленин)
Образование отрицательного
предикатива от местоимения чей с морфологической точки зрения не вызывает
сложностей: нечьего (с ударением на не-): Хочу похвалить
Вашего ребенка. – Мне нечьего ребенка похвалить. Но употреблений
этого местоимения в гугле пока найти не удалось – попадаются только неправильно
написанные нечего и ничьего.
Эксперимент
Предположение: местоимения имеют те же синтаксические свойства, что и части речи, с которыми они соотносятся.
Проверим его экспериментально. Возьмем повествовательное предложение и будем заменять различные его члены местоимениями:
Пушистая кошка мурлычет на крыльце.
Какая кошка мурлычет на крыльце?
Такая кошка мурлычет на крыльце.
Какая-то кошка мурлычет на крыльце.
Всякая кошка мурлычет на крыльце.
Никакая кошка не мурлычет на крыльце.
Кто мурлычет на крыльце?
Она мурлычет на крыльце.
Кто-то мурлычет на крыльце.
Все мурлычат на крыльце.
Никто не мурлычет на крыльце.
Некому мурлыкать на крыльце.
Пушистая кошка мурлычет где?
Пушистая кошка мурлычет где-то.
Пушистая кошка мурлычет там.
Пушистая кошка мурлычет везде.
Пушистая кошка не мурлычет нигде.
Пушистой кошке мурлыкать негде.
Как видим, личные и указательные местоимения свободно заменяют любой член предложения, не нарушая при этом его грамматическую структуру.
Обобщительные местоимения также легко вписываются в предложение, за исключением местоимения все, которое требует при себе множественного числа (все мурлычат).
Вопросительные местоимения делают предложение вопросительным, также не меняя его структуру.
А вот с отрицательными все сложнее. Никакой, никто и нигде требуют также отрицания при сказуемом (не мурлычет), а некому и негде коренным образом меняют
структуру предложения, делая его безличным, что и послужило основным доводом для выделения их в свой разряд, наряду со смысловым отличием от обычных отрицательных местоимений.
Три степени местоименности
Это просто гипотеза, которая требует развития и проверки. Итак, три степени "местоименности":
- Полнозначные слова, приобретающие функции местоимений: Восток – дело тонкое. В данном случае.
- Собственно местоимения в своей местоименной роли.
- Местоимения, не указывающие ни на что, просто грамматическая затычка. В английском языке: Shake it! Move it! а также всем известное It rains. - It ни на что конкретно не указывает.
Почему в русском нет "глагольных местоимений" или "местоименных глаголов"? В бурятском, например, есть:
Особенностью бурят-монгольских местоимений является то, что к ним относится еще три глагола:
иихэ «сделать» (аналогично этому), тиихэ «сделать» (аналогично тому), яаха («как быть?», «что делать?»)
Морфология местоимений
Личные местоимения
Изменяются по лицам, числам, падежам и родам.
| Падеж |
Единственное |
Множественное |
| Именительный |
я |
ты |
он |
оно |
она |
мы |
вы |
они |
| Родительный |
меня |
тебя |
(н)его |
(н)её, (н)ей |
нас |
вас |
(н)их |
| Дательный |
мне |
тебе |
(н)ему |
(н)ей |
нам |
вам |
(н)им |
| Творительный |
мной, мною |
тобой, тобою |
(н)им |
(н)ей, (н)ею |
нами |
вами |
(н)ими |
| Предложный |
мне |
тебе |
нём |
ней |
нас |
вас |
них |
Винительный падеж не зависит от одушевленности и совпадает с родительным для всех личных местоимений, включая оно.
Местоимения он, она, оно и они имеют форму на н- со всеми предлогами, кроме благодаря, вне, вопреки, вслед, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, соответственно, подобно.
См. также обсуждение в комментариях ниже.
Форма род.п. ней является просторечной: у ней = у неё.
Возвратное местоимение себя
Уникальное слово – не имеет формы именительного падежа, употребляется только в косвенных падежах единственного числа. Склоняется аналогично местоимению ты:
| И. | ты | |
| Р. | тебя | себя |
| Д. | тебе | себе |
| В. | тебя | себя |
| Т. | тобой | собой |
| П. | о тебе | о себе |
По этой аналогии именительный падеж должен быть сы. ☺
В предложении является дополнением.
Притяжательные местоимения
Являются качественными и в предложении играют роль определений.
Мой, твой, наш, ваш и свой
Склоняются по местоимённому типу.
Согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Его, её и их
Омонимичны формам родительного падежа личных местоимений соответствующего лица.
По падежам и числам не изменяются и с определяемым словом не согласуются.
В разговорной речи существуют местоимённые прилагательные с суффиксом
-н- (егоный, еёный, ихний). Они являются
отступлением от литературной нормы.
Вопросительные и относительные местоимения
Кто и что
Местоимения кто и что не изменяются по родам и числам, только по падежам:
| Именительный |
кто |
что |
| Родительный |
кого |
чего |
| Дательный |
кому |
чему |
| Винительный |
кого |
что |
| Творительный |
кем |
чем |
| Предложный |
ком |
чём |
Кто и что в предложении бывают подлежащими и дополнениями.
Кто согласуется с глаголами мужского рода ед.ч.,
что – среднего рода ед.ч.
Кто и что часто употребляются с указательным местоимением
такой, формируя ряд идиом:
- Кто такой? (Как зовут?)
- Что такое? (Что происходит?)
- Что такое X? (Что означает X?)
Род и число такой связки определяется родом и числом местоимения такой:
Кто такие приехали?
Какой, каковой, который, кой, чей и сколько
Местоимения какой, каковой и который склоняются по типу
прилагательных.
Каковой имеет краткую форму – каков, которая используется в основном в вопросительной роли:
Но может и в относительной:
- Каков поп, таков и приход.
Полная форма каковой имеет сильную окраску книжности, архаичности или высокого стиля
и в современном языке вытеснена местоимением который.
- Аккумуляторы требуют воды определённой степени чистоты, каковая достигается дистилляцией.
Местоимения кой и чей склоняются по
местоимённому типу:
| Падеж |
Единственное |
Множественное |
| Именительный |
чей, кой |
чьё, кое |
чья, коя |
чьи, кои |
| Родительный |
чьего, коего |
чьей, коей |
чьих, коих |
| Дательный |
чьему, коему |
чьим, коим |
| Винительный |
=И/Р |
чью, кою |
=И/Р |
| Творительный |
чьим, коим |
чьей (чьею), коей (коею) |
чьими, коими |
| Предложный |
чьём, коем |
чьей, коей |
чьих, коих |
Местоимение сколько склоняется как прилагательное на -ий
и имеет только формы множественного числа; по родам оно не изменяется.
Местоимения какой, который, чей и сколько,
подобно прилагательным, играют роль определения,
согласуясь с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Исключение составляет сколько. Подобно числительному,
оно управляет определяемым существительным,
которое в именительном и винительном падежах
ставится в родительном падеже множественного числа.
Где, куда, когда, зачем и почему
Наречные местоимения, как и сами наречия, не изменяются.
Неопределённые местоимения
Образуются из относительно-вопросительных путём добавления приставок кое- (просторечное кой-), ударной приставки не- и постфиксов -то, -либо и -нибудь:
| |
кое- |
не- |
-то |
-либо |
-нибудь |
| кто |
кое-кто |
некто |
кто-то |
кто-либо |
кто-нибудь |
| что |
кое-что |
нечто |
что-то |
что-либо |
что-нибудь |
| какой |
кое-какой |
некоторый, некий |
какой-то |
какой-либо |
какой-нибудь |
| чей |
кое-чей |
|
чей-то |
чей-либо |
чей-нибудь |
| сколько |
|
несколько |
сколько-то |
сколько-либо |
сколько-нибудь |
| где |
кое-где |
* |
где-то |
где-либо |
где-нибудь |
| куда |
кое-куда |
* |
куда-то |
куда-либо |
куда-нибудь |
| когда |
|
некогда * |
когда-то |
когда-либо |
когда-нибудь |
| как |
кое-как |
|
как-то |
как-либо |
как-нибудь |
| почему |
|
|
почему-то |
почему-либо |
почему-нибудь |
| зачем |
кое-зачем |
* |
зачем-то |
зачем-либо |
зачем-нибудь |
Склоняются эти местоимения по подобию первообразных, с учётом того, что
окончание расположено перед постфиксом: кто-то, кому-то, кого-то...
При сочетании местоимений на кое- с предлогом предлог следует
за приставкой: кое о чём, кое у кого, кое с кем
(кое между чем...?).
Остальные местоимения, включая некоторый и некий,
сочетаются с предлогом обычным образом:
при некоторых обстоятельствах, у некого (некоего) господина...
О склонении некий см. ниже.
* Местоимения негде, некуда, незачем относятся к отрицательным
и поэтому не включены в таблицу – на этих местах стоят звёздочки.
Местоимение некогда имеет двойной смысл (неопределённый и отрицательный):
- На Южном полюсе некогда обитали тропические черепахи.
- Некогда стареть учителям.
У местоимений некто и нечто к разряду неопределённых
местоимений относятся только форма им.п. местоимения некто
и формы им. и вин. падежей местоимения нечто.
Остальные падежные формы этих местоимений имеют другое значение и
относятся к отрицательным местоимениям: нечего, нечем...
При необходимости изменения по падежам в разговорной речи встречается употребление
этих местоимений как несклоняемых или склоняемых по субстантивному типу. Сравните:
- Я увидел что-то. У этого чего-то были глаза.
- Я увидел нечто. У этого нечто/нечта (*нечего) были глаза.
К неопределённым местоимениям примыкают также устойчивые сочетания вида «(местоимение) бы ... ни ...»:
- Куда бы мы ни шли и что бы мы ни делали, наши мысли творят окружающую действительность.
Среди них наиболее распространены словосочетания вида «... бы то ни было»:
по какой бы то ни было причине; как бы то ни было и т.п.
Неопределенные местоимения абы кто, абы какой, абы где и т.п. образуются и склоняются точно так же, как и местоимения с приставкой кое-, только абы почему-то пишется отдельно.
Отрицательные местоимения
Образуются из вопросительных (относительных) местоимений при помощи
безударной приставки ни-
(никто, ничто, никакой, ничей, нисколько,
нигде, никуда, никогда, никак, нипочему,
низачем) и ударной не- (некого, нечего,
негде, некуда, некогда, незачем).
При сочетании местоимений на ни- с предлогом предлог следует
за приставкой: ни с кем, ни у кого, ни при чём.
Формы неопределённого и отрицательного местоимений, образованных
от одного и того же вопросительного местоимения когда добавлением
приставки не- омонимичны и различаются по значению. Сравните:
Мне некогда. – Я некогда был там.
Омонимичны также формы родительного и дательного падежей
неопределённого местоимения некий и
отрицательного местоимения некого:
- Сведения были переданы некому третьему лицу.
- Мне некому передать свой опыт.
В творительном и предложном они различаются:
неким – некем,
о неком – не о ком.
Местоимение некий в косвенных падежах имеет две варьирующихся
основы, нек- и неко[j]-.
| И. | некий | |
| Р. | некого / некоего | некого |
| Д. | некому / некоему | некому |
| В. одуш. | =И/Р | некого |
| В. неодуш. | |
| Т. | неким | некем |
| П. | о неком / о некоем | не о ком |
У местоимений некого, нечего нет форм именительного падежа
(вернее, они принадлежат к разряду неопределённых).
Указательные местоимения
Служат для выделения среди других какого-либо определённого
предмета, признака, количества, места, времени, причины или
образа действия.
К ним относятся:
- Предметные: это и то.
- Качественные: этот, тот, такой, таковой, этакий, экий, сей, оный.
- Количественное: столько.
- Наречные: потому, посему, постольку, тут, там, туда, тогда, так, сяк.
Особенности склонения некоторых местоимений:
-
Местоимения весь и сам склоняются по местоимённому типу,
а остальные – по адъективному.
-
Корневой гласный местоимения весь – беглый:
вся, всеми, всему и т.д.
-
Местоимение всякий наряду с полными формами имеет также устаревшие краткие
формы: всяк, всяко.
-
Местоимение сам в вин.п. ед.ч. ж.р. имеет две формы: саму и самоё.
Форма самоё считается литературной, саму – разговорной.
Моя бабушка говорит иногда самуё и туё (им. ед та).
Существует также устаревшая форма самýю
(в словаре Даля, статья «сам»:
«Меня самого (женс. самую или самоё) обделили, даже меня»)
Вопросы для самопроверки
- К какому разряду относится местоимение они?
Ответ
Ответ:
личных.
- К какому разряду относится местоимение её (именительный падеж)?
Ответ
Ответ:
притяжательных.
- К какому разряду относится местоимение чей?
Ответ
Ответ:
вопросительно-относительных.
- «Тот, что сверху» – к какому разряду относится местоимение что?
Ответ
Ответ:
относительных.
- «Мне некогда» – к какому разряду относится некогда?
Ответ
Ответ:
отрицательных.
Комментарии
Игорь
23.04.2009 19:49 UTC
Спасибо, всё замечательно, осталось только само определение местоимения написать=))
|
Сергей Слепов
23.04.2009 23:05 UTC
Игорь, с этим как раз сложнее всего. Каких только определений местоимениям не придумано! Вот, например, одно из распространенных определений: «К разряду местоимений относятся такие слова, которые указывают на предметы и на их признаки, но не называют их и не определяют их содержания» [Грамматика-1960, т. 1, с. 387] И что нам это определение дает? Можем ли мы по нему отнести к местоимениям слово "ты"? Формально оно называет лицо, а не предмет. Даже если отнести людей к предметам, в контексте "ты" указывает на вполне определенное лицо. В общем, практическая применимость такого определения весьма сомнительна. По-моему, если нам уж так сильно захотелось дать определение, проще использовать дескриптивный подход: такие-то слова относятся к местоимениям. Их не так уж много. Вообще, в данной статье я старался уделить больше внимания фактам языка, а теорий на них можно построить очень много. В частности, приведенное здесь разбиение местоимений по разрядам – далеко не единственное. Различные грамматисты в течение истории изучения языка классифицировали местоимения по-разному. Мне это напоминает попытку классифицировать трех животных: большую собаку, маленькую собаку и маленькую кошку. Можно их классифицировать по размеру, можно по кошкости-собакости. И так, и так можно. А смысл? Наверное, под общепринятую сейчас классификацию местоимений можно подвести немного больше логики, чем под другие, но пока у нас нет конкретной задачи, любая теория одинаково бесполезна.
|
Immiora
19.05.2009 22:41 UTC
Вопрос уйдет в пустоту, но тем не менее: Липучка, в 5 классе? где вы учитесь? либо ваш реферат не читали, либо у вас очень сильная гимназия. Да, есть еще третий вариант: материал был вами просто серьезно урезан. Весьма сомнительно, что деткам в средней школе объясняют типы склонения по Зализняку, откуда, кажется, и списаны практически все вышеуказанные таблицы. Если это так, почему нет ссылки на автора? Если не так, в любом случае, почему нет ссылок на источники материалов? Сергей, вы размышляете о разных теориях, а кроме взгляда АК-60 (весьма, кстати, старинное издание) ничего не приводите.
+ высказывание, что "любая теория одинаково бесполезна" я бы отнесла к слишком громким.
|
Сергей Слепов
20.05.2009 11:16 UTC
Уважаемая Immiora,
Данная статья, как и остальные, является результатом творческой переработки множества источников, список которых можно найти на странице Ссылки. Да, среди них и работы уважаемого Андрея Анатольевича. Если вы заметите здесь пример бесцеремонного "списывания", дайте мне знать.
Там, где я посчитал необходимым (относительно спорных утверждений), ссылки есть в тексте статьи. Остальные факты легко проверяемы и ссылки я посчитал избыточными (надо же дать школьникам хоть над чем-то потрудиться). Если Вы желаете оспорить какое-либо данное здесь утверждение, милости прошу, тогда будет иметь смысл приводить ссылки.
Свое высказывание (полностью оно звучало так: "пока нет конкретной задачи, любая теория одинаково бесполезна") я готов доказать. Матрешки можно расставить по размеру, а можно по цвету платочков. Для получения эстетического наслаждения от этого занятия все расстановки хороши. Но если у вас есть задача вставить их одна в другую, то вам поможет расстановка по размеру. Если нужно прикинуть, сколько какой краски уходит, то по цвету. Ближе к местоимениям. Слово "чей" школьная классификация относит к вопросительно-относительным местоимениям. Для грамматического разбора это удобнее. Но если бы я писал программу для Data Mining, то ориентировался бы на слово "чей" как на показатель отношения принадлежности, наряду с "мой, твой, ваш" и т.д.
Спасибо, что подняли интересную тему.
С уважением,
Сергей
|
Оксана
20.10.2009 15:03 UTC
Сыну задали морфологический разбор местоимения"какой-то".Во-первых,как доказать,что это местоимение?Это местоимение неопределённое,так как состоит из вопросительного местоимения с постфиксом "-то".Особенности склонения:склоняется только первая часть местоимения.И склоняется по падежам,изменяется по родам и числам,согласуясь с существительным.В предложении является определением:"какой-то архиерей" Права ли я?
|
льдинка
20.12.2009 18:14 UTC
Местоимение - это самостоятельная часть речи, имеющая категориальное значение указания на предметы, признаки, их количества и и выражающая эти значения в грамматических категориях рода, числа, падежа и лица.
|
льдинка
20.12.2009 18:18 UTC
Да, и еще, личные местоимения Мы и ВЫ - это не формы мн. числа менстоимений Я и ТЫ. они имеют свою систему значений!!!
|
Сергей Слепов
20.12.2009 18:22 UTC
льдинка, спасибо за Ваше мнение. Неплохо было бы его проиллюстрировать на примерах или подкрепить ссылкой.
|
екатерина ухина
20.01.2010 12:33 UTC
Какое из слов в каждом ряду не является местоимением?Подчеркни это слово!!!!
а)она, наша, обе, самый, эта.
б)столько,весь,там,сам,тот.
в)будто,всякий,другой,те,какие-то.
напишите ответ!!!!!!!!!!!плиз
|
Нимуся
21.01.2010 17:59 UTC
екатерина ухина
а)самый
б)все они являются!
в)какие-то
|
Нимуся
21.01.2010 18:10 UTC
ОЙ
в в не какие-то
а будто
|
машка
23.01.2010 13:36 UTC
пожалйста, помогите, почему местоимение "каков" не склоняется?????
|
льдинка
24.01.2010 19:14 UTC
Сергей Слепов, объясняю на примере)
Например, ед ч. - дверь, мн.ч - двери ( то есть много дверей)
ед.ч окно, мн.ч - окна (много окон)
но МЫ не значит много Я , а ВЫ - не значит много ТЫ. то есть МЫ - это Я и другие, это не мн. ч местоимения Я. То же самое с местоимением ВЫ.
Так, мы можем сказать: много новых окон, но никогда не скажем, например, в аудитории много ВЫ.
Таким образом, у этих местоимений есть классификация ГК числа. но Я и ТЫ имеют форму ТОЛЬКО ед.ч., а Мы и ВЫ - только форму мн.ч
Ну вот, не знаю, понятно ли то, что я написала. Если что, то постараюсь объяснить еще.
|
льдинка
24.01.2010 19:19 UTC
Да, забыла сказать. То, что я писала выше (определение местоимения и т.п.) - это достоверная информация) Придумала не сама, взяла из лекций по морфологии. Во всяком случае так нас учат на филологическом факультете)
|
(аноним)
05.02.2010 09:45 UTC
Какого падежа местоимение её в предложение: На стене висел её портрет.
|
Танюха
08.02.2010 13:07 UTC
(аноним) 05.02.2010 09:45 UTC
Какого падежа местоимение её в предложение: На стене висел её портрет.
По всей видимости родительного, но никак не могу докапаться до информации, как все же точно определять Родительный или Винительный падеж у личных местоимений. На данный момент интересуют именно они.
|
Галина
11.02.2010 12:40 UTC
Аноним, в данном контексте ее - это притяжательное местоимение, следовательно о падеже говорит не приходиться)
|
льдинка
17.02.2010 17:20 UTC
Галина права, в данном случае ее - это не личное местоимение, а притяжательное ( обозначает принадлежность к лицу). Притяжательные местоимения по падежам не изменяются!!!
|
Марсель
12.03.2010 15:11 UTC
Напишите пожалуйста слово "ВСЕ" относится к местоимению? Если относится, то его начальная форма "ВЕСЬ"?
|
Сергей Слепов
13.03.2010 13:34 UTC
1. Есть качественное местоимение (местоимение-прилагательное) ВЕСЬ, которое склоняется по родам и числам: ВЕСЬ, ВСЯ, ВСЁ, ВСЕ. В единственном числе оно означает "полностью": весь мир, вся планета, всё население. Во множественном числе ВСЕ означает "каждый": все люди хотят быть счастливыми = каждый человек хочет быть счастливым.
2. Есть предметное местоимение (местоимение-существительное) ВСЁ, омонимичное среднему роду местоимения ВЕСЬ: всё могут короли.
Поэтому ответ на Ваш вопрос, Марсель - да, это местоимение, начальная форма ВЕСЬ.
P.S. Заметьте разницу в склонении ВСЁ и ВСЕ.
|
Сергей Слепов
13.03.2010 13:37 UTC
Льдинка, вы сделали поспешный вывод. Притяжательное местоимение МОЙ, МОЕГО, МОЕМУ... прекрасно изменяется по падежам, хотя ЕГО и ЕЁ - нет.
|
KSyusha
14.03.2010 13:03 UTC
что общего в значении возвратного местоимения себя и притяжательного свой?
|
Сергей Слепов
15.03.2010 07:15 UTC
Интересный вопрос. Я бы ответил так: они оба указывают на подлежащее. Есть другие мнения / уточнения?
|
(аноним)
17.03.2010 16:48 UTC
слово ПОДЪЕЗД можно перенести?
|
Сергей Слепов
18.03.2010 08:50 UTC
Справочная служба русского языка рекомендует перенос ПОДЪ-ЕЗД.
|
Schicksal
24.03.2010 22:32 UTC
У меня немного, может, странный вопрос...
В предложении "Многие, кто не знают его." надо говорить "не знают" или "не знает"? И почему?
|
Сергей Слепов
24.03.2010 22:39 UTC
Я бы сказал "кто не знает", так как "кто" является подлежащим придаточного предложения. Другое дело - "многие, не знающие его".
|
Schicksal
24.03.2010 22:42 UTC
Вот и я склоняюсь к варианту "кто не знает"!
Спасибо за объяснение!!!
|
котенок
03.05.2010 11:52 UTC
не могу понять как отличить отрицательное некто от неопределенного некто
|
Tepncuxopa
06.05.2010 18:29 UTC
Как правильно говорить "у ней" или "у неё"? И почему? Например: "у неё" ("у ней") есть книжка.
Если же говорить "у ней" нельзя, то с каким предлогом "ней" можно?
|
Сергей Слепов
06.05.2010 22:43 UTC
котенок, Tepncuxopa - ответы на ваши вопросы есть на этой странице. Читайте внимательнее.
|
котенок
07.05.2010 14:54 UTC
замечательный сайт,но только на поставленный вопрос никто не ответил ? даже вы сергей!?
|
Ирина
08.05.2010 19:30 UTC
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
|
Сергей Слепов
12.05.2010 22:27 UTC
Ирина, слово "я" указывает на предметы, признаки или количества? Тем не менее, относится к местоимениям.
|
Денис Крюгер
11.06.2010 06:37 UTC
"По падежам и числам не изменИяются и с определяемым словом не согласуются" - описка здесь.
Спасибо за материал! Желаю удачи в определении местоимения.
|
Nau
17.06.2010 08:20 UTC
Столкнулась с интересным для себя мнением:"...что обращение "мой", "твой" и т.п. это неуважение того, о ком говоришь...", хочу понять - это пробел в моем образовании или это чьи то личные заморочки, пыталась что-то найти через инет, нашла ваш сайт, вы грамотно отвечаете, может и мне поможете?
Это высказывание относится к предложениям типа:
- Мой муж ушел на работу.
- Где ты гуляешь со своим сыном.
- Где своему сыну покупаешь одежду?
а точнее, когда в разговорной речи опускается следующее за местоимением слово.
- Где своему покупаешь одежду?
|
Сергей Слепов
17.06.2010 22:11 UTC
Интересная тема :) Называть своих близких одним словом "мой" - это, безусловно, фамильярность, примерно такая же, как называть мужа по одной только фамилии. Между фамильярностью и неуважением грань довольно тонкая и перейти ее очень легко. Однако в общении близких людей фамильярность как нигде более уместна, и в самом таком словоупотреблении мне не видится неуважения. Ему можно придать какой угодно смысл, все зависит от конкретного высказывания. Сравните: "Мой вчера опять на рогах приполз" и "Мой вчера пятерку получил". Конечно, эта тема выходит далеко за рамки грамматики, тем не менее спасибо за вопрос! :)
|
Onau
18.06.2010 08:31 UTC
Спасибо за ответ, вы правы, просто общаясь с подругами, об этом не задумывалась, теперь буду задумываться, стоит ли со всеми подругами общаться как с близкими ;)
|
(аноним)
18.11.2010 15:32 UTC
Почему местоимение "он" изменяется по родам в отличие от других личных местоимений?
|
Танюшечка
24.01.2011 13:04 UTC
помогите ответеть на вопросик!Почему о личных местоимениях 3-го лица принято говорить. что они ,,имеют значения рода " , а не ,,изменяются по родам"?
|
Сергей Слепов
25.01.2011 01:14 UTC
Наверное хотят таким образом подчеркнуть близость местоимений ОН,ОНА,ОНО по синтаксическим свойствам к существительным. КОТ и КОШКА - разные слова, каждое из которых обладает родом, но не изменяется по родам.
Изменяются по родам прилагательные и глаголы в прошедшем времени, согласуясь с существительными и местоимениями. Поэтому они не имеют собственного рода, а меняют род, подчиняясь существительным и местоимениям (пример: Гадкий я).
|
Анна
15.02.2011 22:56 UTC
Вопрос: как называются местоимения МЫ в предложениях типа: "Ну как, мы уже проснулись? погуляли? пообедали? сделали уроки?" (в контексте разговора мамы/ взрослого и маленького ребенка).Или же это дейктическая форма? но тогда какая? потому как по сути это только личн. мест. им. "ты", то есть говорящий НЕ включен в высказывание. То есть это эксклюзивная дейктическая форма личн. мест. им. "мы"? Или же это какое-нибудь "обобщающее", "материнское" :) или другое т.п. мест. им.?
|
Анна
15.02.2011 23:46 UTC
Забыла добавить. На сколько я знаю, мест. им. "мы" может иметь в русском языке 2 дейктические формы: мы с включением говорящего (Мы с Таней, то есть я и Тяня), и мы с исключением говорящего (Мы с Таней, то есть группа, Таня, но не я).
В других языках есть ролевой дейксис с включением и исключением адресата, английский, например, фула.
Так.
Это значит, что под "мы" все равно имеется в виду не один человек. А с "Мы уже проснулись?" (к ребенку) имеется в виду только ребенок, то есть только 1 персона. Как же быть?)))
|
amitan
20.02.2011 09:15 UTC
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, являются ли местоимениями слова "сейчас", "иногда", "здесь" и производное от него "здешний"?
|
Екатерина
24.02.2011 22:15 UTC
Приходится вспоминать школьную программу ради дочки...Начальная форма для большинства местоимений — это форма именительного падежа единственного числа? И тогда местоимение "нас" в нач. форме "я"??? Заранее спасибо)
|
Анна
24.02.2011 22:45 UTC
начальная форма - это форма именительного падежа единственного числа и мужского рода)) если есть(МОЙ - моя - моё)
а НАС - это родительный / предложный падеж от мест. им. МЫ
все-таки "Я - единственное число, МЫ - множественное число от Я" - это смешно, потому как оппозиция "я - много я" невозможна. да, считается, что мы - это множественное число от личного местоимения "я", но это скорее традиция, чем теория. Просто устоявшаяся система обозначения (иначе как "обозвать" МЫ - ВЫ - ОНИ, как систематизировать 6 местоимений? а так удобно 1,2,3 в ед. ч., а 1,2,3 в мн.ч. - и все красиво, параллельно.)
:-)
Правильный ответ - мы (им. падеж) - нас (родительный или предложный падеж) зависит от контекста -
"Мы делили апельсин: много НАС, а он один" (родительный падеж);
"Думайте о НАС" (предложный падеж).
|
Елена
09.03.2011 14:36 UTC
У местоимения МЫ какая начальрая форма?Зарание спасибо)
|
Анна
09.03.2011 16:39 UTC
МЫ и есть начальная форма.
+ смотрите в самом начале начале: раздел "Личные местоимения".
|
катюша
10.03.2011 17:19 UTC
скажите пожалуйста я учусь в 4 классе скажите вот у меня такой вопрос
Как правильно?
1) а) у ней б) у неё
2) а) к ему б) к нему
3) а) в их комнате б) в ихней комнате
4) а) ихние друзья б) их друзья
|
катюша
10.03.2011 17:23 UTC
и ещё скажите
В каком падеже стоят местоимения из упражнения 12?
1)в творительном падеже
2) в предложном падеже
скажите пожалуйста это всё про личные местоимения 4 класса
|
Анна
22.03.2011 17:07 UTC
Катюша, правильно б) у неё б) к нему а) в их комнате б) их друзья
Что за учебник?)))
|
Е
24.03.2011 22:07 UTC
Доброй ночи! подскажите, пожалуйста, в соответствии с каким правилом нельзя сказать "отсутствие меня", только "мое отсутствие"?
|
Валентина
15.04.2011 10:26 UTC
Помогите объяснить ребенку, как правильно написать:
зато честно, (или) за то честно. (Вся фраза состоит только из этих слов).
С уважением,
Валентина
|
Данила
16.04.2011 06:43 UTC
пожалуйста!!! Объясните, какими членами предложения являются определительные местоимения)))
|
Ирина
16.04.2011 16:09 UTC
Помогите, пожалуйста, разобрать местоимения этого предложения.
Её восхищение перед ним часто пугало её самоё, она искала и не могла найти в нём ничего не прекрасного (Л.Т.).
|
лариса
16.04.2011 17:00 UTC
Как разобраться: в каком случае слово "который" местоимение, а в каком-существительное в роли дополнения? Это из 6-ого класса.
|
Лариса
16.04.2011 17:10 UTC
Это надо назвать предложение, в которой местоимение "который" стоит в роли дополнения:
а) Не бывает на свете такой плохой книги. из которой читатель не извлек бы пользы.
б) На крыльце встретила Петра женщина,которая была одета по последней моде.
в) Он подошел к бочке., которая была поставлена под восточной трубой
Помогите ответить и объясните, по возможности, ответ
|
Алсу
20.04.2011 16:58 UTC
Помогите сделать морф.разбор местоимений КОЕ К КОМУ,ОТ НЕГО,ЗА КЕМ.
|
hellagood
20.04.2011 20:03 UTC
Послушайте, а чем в предложении выступает местоимение "столько"?
|
Лучшая
26.04.2011 21:00 UTC
Столько в предложении является обстоятельством!
|
Нара
06.05.2011 06:47 UTC
Здравствуйте помоготе пожалуйста мне нухна русская грамматика но с английским переводом как я могу это найти? вот например как
я-I
ты- You
мы- We
и так далее
|
Сергей Слепов
07.05.2011 12:10 UTC
Нара, как насчет Википедии ?
|
_К@тЯ_
10.05.2011 14:55 UTC
Всем привет! Скажите пожалуйста какие местоимения употребляются только в Винительном Падеже. Пишите пожалуйста в Email:katya_seryakova@list.ru
|
(аноним)
17.05.2011 15:27 UTC
Всё это какой разряд местоимения?
|
Женька
24.05.2011 18:19 UTC
скажите,пожалуйста,слово "всегда" это какая часть речи?местоимение?или наречие?и какого разряда?
|
Кристина
16.06.2011 08:53 UTC
Здравствуйте.
Не могу найти семантическую классификацию местоимений Е.Н. Сидоренко и промежуточные семантические разряды местоимений.
|
slava1947
06.08.2011 10:50 UTC
"Местоимения он, она, оно и они имеют форму на н- ПЕРЕД всеми предлогами, кроме благодаря, вне, вопреки, вслед, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, соответственно, подобно."
=========================
По-моему, здесь ошибка. Может, вместо "перед" следовало бы написать "после"?
К примеру, в этом предложении --
Мы с мистером Паттерсоном и Лорном выйдем на ней навстречу плотам. [Роберт Штильмарк. Наследник из Калькутты (1950-1951)]
-- без н- в местоимении ну никак не обойтись, хоть "навстречу" в данном примере – предлог.
|
Сергей Слепов
06.08.2011 12:56 UTC
Да, конечно же это описка. Имелось в виду ПЕРЕД предлогами, т.к. предлог обычно идет перед словом, с которым он сочетается, за исключением предлогов "ради", "навстречу", "наперекор", которые (редко и с оттенком просторечия или архаичности) могут выступать в постпозиции: "шутки ради", "забавы для", "судьбе наперекор" и называются в этом случае "послелогами", хотя по сути это та же часть речи. Трудно представить употребление местоимений он, она, оно, они с послелогами и вопрос, нужно ли в этом случае добавлять н- остается открытым: "ради него" - "(н?)его ради". В Вашем примере "навстречу" относится к "плотам", а не к "ней", поэтому важно не столько положение предлога, сколько его взаимосвязь с подчиненными словом. Например, "у него дома" и "у его дома" - две различные конструкции, обе имеющие право на существование. В первой (у него дома) предлог у относится к местоимению "он" и поэтому оно употреблено с начальным н-, а во втором случае ("у его дома") предлог относится к слову "дом" и поэтому у "его" нет н-.
Спасибо за замечание, сейчас исправлю текст статьи.
|
slava1947
08.08.2011 06:32 UTC
«Местоимения он, она, оно и они имеют форму на н- со всеми предлогами, кроме благодаря, вне, вопреки, вслед, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, соответственно, подобно».
В исправленном варианте несколько смущает – «со всеми».
Не знаю, сколько в русском языке в настоящее время насчитывается предлогов… Но, к примеру, с такими предлогами как «снаружи», «наверху», «посередине» в Нац. корпусе нашёл примеры только с местоимениями без «н-»:
Надо быть внутри войны, а не снаружи ее. [А. П. Платонов. Записные книжки (1928-1944)]
Колодезный рычаг с вороной, сидевшей наверху его, четко чернел на сизом небе. [Л. М. Леонов. Барсуки (1924)]
Место слушания получается в виде кольца, посередине его колокольня. [А. И. Цветаева. Сказ о звонаре Московском (1976)]
А такой предлог как «внутри», по-моему, одинаково сочетается как с местоимениями с «н-», так и без «н-».
P.S.
Справедливости ради хочу сказать, что к формулировкам у Розенталя у меня замечаний, вроде бы, не меньше, чем к Вашим.
|
Гузелька :)
16.10.2011 21:29 UTC
Определите разряд местоимения СВОЕГО ( своего времени)
пожалуйста!!
|
slava1947
22.10.2011 19:12 UTC
СВОЕГО
начальная форма – СВОЙ:
местоимение-прилагательное – грамматический разряд;
местоимение притяжательное (возвратно-притяжательное) – семантико-грамматический разряд.
|
MsN
01.12.2011 20:34 UTC
Здравствуйте! Разбирая олимпиадные задания по русскому языку, наткнулась на утверждение, что в местоимении ИМ (кем?)окончанием будет являться всё слово! Возможно ли подобное?! Помогите, пожалуйста, разобраться!
На мой взгляд, здесь, скорее, И- будет корнем, а -М окончанием...
Заранее спасибо!))
|
|
|